|
Казахское общество в17-18 веках.
Этот период был едва ли не самым тяжелым временем в истории казахской нации и вошел в народное сознание как период великих бедствий и страданий, связанных с нашествием джунгар.
( "джунгары" калмыки, ойраты, элюты, -это разные названия западномонгольских племен чорос, хошоут, торгоут, дэр-бэт)
В 1710 г. в Каракумах состоялся всеказахский съезд представителей трех жузов, на котором был рассмотрен главный вопрос - о борьбе против джунгарских завоеваний
Мы знаем имена трех славных мудрецов, трех сынов народа- Толе би, Казыбек би .Айтеке би. Они сумели внушить народу великую истину: тот, кто на крутом перевале истории лишился единства, тот лишается и жизни. Три великих бия сумели образумить строптивых батыров трех жузов и собрать, сплотить народ воедино.
Объединившись, народ воспрял духом, уверовал в свои силы. Все лето войска трех жузов усиленно вооружались, проводили совместные учения, а осенью возле речки Буланты нанесли джунгарам сокрушительный удар. Эта победа вдохновила казахов, способствовала дальнейшему упрочению их единства..
В рядах казахских сарбазов сражались против общего врага вооруженные копьями бесстрашные джигиты киргизы и узбеки. Самая крупная победа нашего народа над джунгарскими полчищами связана со знаменитой Аныракайской битвой в долине Балхаша в 1729 г. Вопль, плач разбитых наголову ойратов услышали казахи всей степи, и потому кровавая сечь в той долине получила в памяти народа название Аныракайской - долины вражеской паники. Основу этой победы заложили наши мудрые предки, сумевшие объединить народ. К большому сожалению, радость от этой победы оказалась непродолжительной.
14 мая 1993г. Казахстан отметил 330-летие со дня рождения одной из самых замечательных фигур в истории казахского народа - Толе би - легендарного советника Тауке хана, человека, который первым всерьез задумался о единстве раздробленного на племена, роды, жузы народа. Он является первым идеологом казахской государственности, непревзойденным оратором, просветителем, философом, политическим деятелем, автором многочисленных стихотворных притч и одним из соавторов первого свода законов - "Жеты Жаргы".
Толе би Алибек-улы (1663 - 1756) родился в Шуйском районе на джайляу Жайсан нынешней Жамбылской области
С 15 лет он принимал участие в решении сложнейших вопросов, выделялся справедливостью, ораторской способностью, железной логикой мышления при решении споров. Он был учителем, воспитателем целой плеяды батыров и ханов во главе с Абылай-ханом, который организовал победоносный поход казахов против джунгар. Толе би от имени Старшего жуза участвовал в составлении свода законов обычного права "Жеты Жаргы" и играл роль в составлении этой "Степной конституции"
Каз дауысты Казыбек би является одним из известных биев. Казыбек Келдибек улы (1665 - 1765) родился на берегах Сырдарьи. Молодость провел в регионах Каратау и Улытау. По данным казахской летописи; он происходит из рода аргын (каракесек) Среднего жуза. Он находился при ханах Тауке, Семёке, Абулмамбете, Абылае. Один из организаторов борьбы с джунгарами. В 40-х годах способствовал освобождению из плена хана Абылая.
Прах Казыбек би захоронен в мавзолее ходжи Ахмет Яссави в городе Туркестана
Другим известным деятелем был Айтеке би. Айтеке Байбекулы (1681 - 1737) - крупнейший оратор и бий, выходец из Младшего жуза. Пока еще точно не установлено место рождения бия. По одним преданиям, он родился на берегах реки Келес под Ташкентом. По другой версии-родился Айтеке между Бухарой и Самаркандом. Похоронен в урочище Сейткул в горах Нурата Республики Узбекиста
Этим трем знаменитым личностям суждено было стать первыми, кто задумался о единении казахов.
В истории казахского права ханского периода известны лишь два законодательных памятника: "Касым ханнын каска жолы" ("Светлая дорога хана Касыма"), который до нас не дошел, и "Жети Жаргы" ("Семь установлений") Тауке-хана.
В "Жети Жаргы" вошли постановления, вызванные потребностями военно-политической и социальной жизни казахского общества ХУЛ в. Важнейшим моментом, определившим характер этого документа, оказалось стремление приспособить нормы обычного права к новым потребностям феодализируюшегося казахского общества, узаконив те из них, которые соответствовали интересам знати, создать вместо устаревших и неугодных ей норм новые и более выгодные. Поскольку в этом документе охвачены семь сфер деятельности общества, он и получил название семь установлений Тауке-хана. Но есть и другая версия.
Так, по предположению некоторых, "Жеты Жаргы" ("Семь установлений") назван так потому, что в его разработке принимали участие семь биев
Мудрость и прозорливость чествуемых трех великих предков проявилась именно в ту пору. Они зорко предопределили будущее своего народа, предначертали единственно верный путь сохранения потомства и родной земли, показали подлинный образец политического прагматизма.
Дополнительно:
|