|
Монгольское завоевание
16апреля 1162 года в юрте богатого нойона Есугей-бахадура родился сын, впоследствие получивший имя Темуджин в честь пленного татарского богатыря Темуджина. (Темирчи - возделыватель железа). Молва гласит, что принимавший роды, заметив в кулачке младенца кусок крови, приходит в ужас от увиденного. Через 27 лет за огромный труд и усилие в объединении монгольских родов и племен хан киреев Торы называет его Женисханом (т.е. - ханом-победителем), что по-монгольски Чингисхан.
В конце ХII-начале ХIII вв. политическая обстановка в степях Центральной Азии и Казахстана характеризовалась усилением борьбы между правителями сильных союзов кочевых племен за власть над другими племенами. В ходе этой борьбы энергичному и решительному Темуджину удалось объединить разрозненные между собой войной племена Центральной Азии и создать сильное государство. Империя Чингисхана была образована при активном участии верхушки централизованного кочевого общества. Новые государства должны были выражать интересы этой верхушки. Потому для кочевой знати постоянная война, приносившая наряду с завоеваниями новых земель-пастбищ и военную добычу, была частью производственной деятельности. Именно по этой причине политическое объединение Центральной Азии привело к прекращению внутренних межплеменных войн. Оно могло быть поддержано кочевой знатью только при том условии, если постоянный источник наживы - война - не только прекратится, но, напротив, расширится
Одной из причин военных успехов Чингисхана было объединение впервые после распада тюркского каганата военных сил наибольшей части Центральной Азии и Казахстана, не только монгольских, но и тюркских племен.
Завоевательские планы Чингисхана были обширными, включая завоевание Западной Азии и Восточной Европы
Монгольское нашествие существенно задержало процесс образования народности на территории Казахстана, но не смогло остановить его. Хотя и медленно, все же восстанавливалась хозяйственная жизнь, стала крепнуть давно установившаяся тенденция к сближению родственных по происхождению, языку, материальной и духовной культуре племен.
Дополнительно:
|