|
Шильдехане - празднество по поводу рождения сына
Поскольку жизнь и благополучие зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки,
особое внимание в степи уделялось привитию детям этих качеств с самого раннего детства.
Поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством, юношеством
и совершеннолетием молодого человека
Например, на шильдехане - празднестве по поводу рождения сына, состоятельные
люди делали щедрые угощения с приглашением жителей не только своего, но и соседних аулов,
устраивали состязания певцов, джигитовку на конях.
Ребенка нередко нарекали именем почитаемого в ауле человека. Бывали и случаи, когда
давали ребенку первое попавшееся, ничем ни приметное, порой даже весьма непристойное имя,
для того, чтобы рос он не на виду здоровым и крепким.
Казах вел свою родословную по мужской линии. Он считал своим немере - внуком только того,
кто рождался от сына.
Тот ребенок, который рождался от дочери, не мог считаться внуком, и потому назывался
жиеном - племянником, а его ребенка (племянника) называли жиеншаром - отпрыском племянника (жиена).
Так считалось по неписанному закону степей, где дочерей могли отдавать в жены только людям
из других родов и аулов, и потому их дети не могли рассчитывать на положение прямых потомков
главы семейного рода. Было даже такое выражение - жиен ел болмас, что в переводе
означает - племянника не считай своим!
Только теперь, в наше время в городе, стали на европейский лад называть детей,
родившихся и от дочерей, внуками. А того, кому суждено родиться от немере (прямого внука)
называли шобере, что значит правнук, а рожденного от правнука называли - шошпеком - праправнуком,
что означает крохотный, маленький. Сына же этого шошпека (праправнука) было принято называть не
мене, означает непонятный, а его потомство туажатом - рожденный быть чужим.
Как особые этапы на пути к совершеннолетию в казахской семье отмечали такие события,
как бесике салу - укладка новорожденного в люльку, с намеком на то, чтобы он
быстро рос и набрался богатырского здоровья;
тусау кесу - первые шаги ребенка, чтобы он умел ходить и быстро бегать.
В этот день, по казахскому обычаю, в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято
звать самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные веревки,
опутывающие ножки ребенка.
атка отыргызу - это посадка на лошадь с передачей в руки не только плетки, но и копья,
чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно.
затем следовал обряд обрезания. В этот день родители 5-7-летнего сына зовут в юрту
достопочтенного муллу. И тот совершает обряд обрезания, после чего щедро вознаграждается
родителями ребенка. Затем они по обычаю, должны сделать той - праздник. Созывается много
гостей, родственников из соседних аулов, те в свою очередь делают подарки ребенку и его родителям.
Дополнительно:
|